TOPlist TOPlist

вторник, 9 декабря 2014 г.

Вчені дізналися правду

Під час чергових розкопок археологи виявили скелет людини, який був похований 6200 років тому, який був інфікований паразитом. Вчені запевняють, що знайшли один з перших випадків зараження людини хробаком.


Зараз, за оцінками фахівців, близько 200 мільйонів осіб у всьому світі заражені паразитами. Однак 6000 років тому цей випадок був рідкістю. У 2010 році в Сирії археологи виявили скелет дівчинки. Детальне вивчення останків показало, що в тазі дитини перебували яйця паразитів. Враховуючи той факт, що в часи, коли жила дівчинка, жителі Сирії стали масово використовувати іригаційні системи при вирощуванні сільськогосподарських культур, люди багато часу проводили в теплій воді, яка є відмінною середовищем для зростання і розвитку бактерій і паразитів.

Саме в ті часи, як запевняють фахівці, отримав широке поширення bilharzia. При даному захворюванні дорослі черв'яки живуть в сечовому міхурі, нирках, кишечнику та інших органах людини протягом багатьох років. Паразити можуть стати причиною лихоманки, висипу, болі в животі, блювання і навіть паралічу ніг. В сучасних умовах bilharzia досить легко лікується лікарями з допомогою певних лікарських препаратів.

Як сказав професор близькосхідної археології в Університеті Чикаго Гіл Стейн (Gil Stein), винахід зрошення стало великим технологічним проривом, який призвів до непередбачених наслідків: надійне постачання їжею стало причиною виникнення нових захворювань у людини, які він не мав у своєму житті раніше.

Дракони існували насправді?

Якщо ви думаєте, що крилаті дракони виглядають досить дивно (або навіть страшно), то тоді ви ще не бачили нову знахідку американських вчених. Археологам вдалося знайти новий, раніше абсолютно нікому невідомий вид древніх ящерів - родича трицераптора, названого меркурицераптором.


Дивно в цьому «драконі» те, що у нього були крила, причому не традиційно на спині, а в області голови.

Останки динозавра з крилоподібними виступами на голові були виявлені на кордонах штатів Монтана і Альберта. Названий на честь римського бога Меркурія, чий шолом був прикрашений крилами, 2-тонний ящур жив приблизно 77 мільйонів років тому (орієнтовно в кінці крейдяного періоду, припускають вчені).

Ученим належить детально вивчити виявлений череп динозавра для того, щоб з'ясувати призначення даних крил на його голові. Експерти не виключають, що вирости використовувалися для залучення родичів або захисту. Вчені висунули ще одну версію - виявлений скелет належав самцям меркурицерапторам і використовувався для привернення уваги самок, як зараз це роблять самці павича, показуючи потенційних партнерок своє розкішне оперення в період спарювання.

Нагадаємо, що минулого тижня вчені оприлюднили результати іншого дослідження, в рамках якого було з'ясовано, що динозаври займають проміжну позицію між холоднокровними і теплокровними тваринами, тим самим ставляться до мезотермам, істотам, які воліють помірні температури, не мають постійної температури тіла і підлаштовують під температуру довкілля.

Земля може стати другим Марсом

Американські вчені з Національного космічного агентства NASA повідомляють, що буквально через півтора року наша планета може стати подобою Марса. Цьому сприяють дірки в магнітному полі Землі, які відкривають доступ для потрапляння сонячної радіації.


Наша планета, а якщо бути точніше, поверхня Землі незабаром перетвориться на неживу і висохлу з-за того, що в магнітному полі Землі були виявлені діри. Згідно думку дослідників, деякі дірки мають розмір перевищує розмір планети Земля. Ця оболонка повинна захищати Землю від сонячної радіації. Вчені відзначили, що якщо людям не вдасться відновити захисний шар Землі, то швидше в сонячній системі з'явиться ще одна Червона планета. Згідно підрахунків дослідників, у разі якщо на Землю потрапить фатальне кількість сонячної радіації, вона перетвориться на другий Марс за півтора року.

Нагадуємо, що на початку червня дослідники виявили величезний астероїд 2014 HQ124, який отримав згодом назву «Антихрист». Це небесне тіло має розмір 325 метрів і воно пролетіло повз планети Земля 8 червня. Деякі вчені припускали, що «Антихрист» несе загрозу людству, але, як стало відомо, цей астероїд мав дуже мало шансів для зіткнення з Землею. До того ж, астероїд пролетів на відстані трьох дистанцій від Землі до Місяця.

Залишається тільки додати, що, будемо сподіватися, що вчені NASA помилилися у своїх підрахунках, і у людства в наявності є набагато більше часу для того, щоб магнітне поле Землі прийшло в порядок.

Ліки переможе лисину

Людина з рідкісним аутоімунним захворюванням, яке викликає повне облисіння у людини , приймаючи звичайне ліки від артриту зміг повернути собі густу, шикарну шевелюру.


У 25-річного американського чоловіка лікарі діагностували аутоімунне захворювання, яке викликає повну втрату волосся по всьому тілу. Справа в тому, що в роботі імунної системи виникає збій і антитіла помилково атакують волосяні фолікули і повністю їх вбивають.Що в свою чергу призводить до втрати всіх волосся.

Лікарі Єльського університету пішли на незвичайний експеримент, застосовуючи препарат, схвалений управлінням по санітарному нагляду за якістю харчових продуктів і медикаментів Сполучених Штатів Америки, призначений для лікування ревматоїдного артриту, у боротьбі з алопецією. Пацієнт, який взяв участь в експерименті, після 8-ми місяців застосування препарату зміг знову похвалитися шикарною пишною зачіскою, пишними віями і густими бровами, а також обзавівся волосяним покривом на всьому тілі. Раніше у добровольця волосся були тільки на місці псоріатичних бляшок. Побічних ефектів виявлено не було.

Раніше препарат показав успішне лікування менш великого виду алопеції у лабораторних щурів, проте це перший випадок лікування людини.

Автор дослідження Бретт А. Кінг (Brett A. King) доцент дерматології в школі медицини університету Йельського університету, наголошує, що до цього часу ефективного засобу для лікування такого захворювання не було. Тому незвичайне застосування препарату від артриту можна назвати справжнім проривом у медицині.

Вчені з Томська створили «холодні 3D-ручки»

Компанія Creopop Pte Ltd в кінці 2014 року збирається запустити у виробництво першу в світі 3D-ручку, яка буде писати холодними чорнилом. Це пристрій буде дозволяти малювати різні магнітні, ароматичні та інші фігури.


Розробили пристрій вчені з Томська. Вони запатентували свою розробку та створили спеціальні чорнило (полімерна паста). Принцип роботи ручки полягає в тому, що вона використовує технологію затвердіння полімеру в ультрафіолеті. В ручку встановлені акумулятори, що заряджаються 2,5 години, зарядка відбувається за допомогою USB.

Варто відзначити, що Creopop Pte Ltd - це російсько-сінгапурська компанія. Одним з її засновників є Ігор Ковальов. Він під час розмови з журналістами повідомив, що ця розробка є першою в світі, що працює в холодному режимі, що 3D-ручка на холодних чорнилі є найкращим винаходом у цій галузі. Також він зазначив, що в даний момент часу компанія збирається попередні замовлення на виробництво. Крім цього, було сказано, що головною відмінністю цього пристрою від інших подібних пристроїв, є те, що вона безпечна у всіх сенсах цього слова. Варто відзначити, що існуючі в світі аналоги можуть плавити пластик, при цьому температура сопла дуже висока, що може стати причиною отримання опіку. Нова 3D-ручка використовує холодні чорнило, які не мають ніякого запаху і є абсолютно безпечними у всіх сенсах цього слова.

Це пристрій дозволить своїм власникам намалювати ароматизатор собі в машину, створити магніт і багато іншого. Виробництво буде запущено в кінці 2014 року. Роздрібна вартість пристрою невідома.

пятница, 5 декабря 2014 г.

Новая Рада избрала руководителей почти всех комитетов

Три основных комитета пока остаются без глав.
ПО ТЕМЕ
Новая Рада в цифрах. Инфографика Корреспондент.net
27 ноября 2014, 17:25
Верховная Рада Украины утвердила глав, их заместителей, секретарей и членов почти всех парламентских комитетов. За соответствующее решение проголосовали 249 депутатов.

Представители "Блока Петра Порошенко" возглавили 10 комитетов. В частности им достались комитеты по вопросам бюджета (Андрей Павелко), по вопросам аграрной политики и земельных отношений (Тарас Кутовый), по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (Николай Томенко), по вопросам евроинтеграции (Ирина Геращенко), по вопросам здравоохранения (Ольга Богомолец), по вопросам правовой политики и правосудия (Руслан Князевич), по вопросам семьи, молодежной политики и спорта (Артур Палатный), по вопросам транспорта (Ярослав Дубневич), по вопросам налоговой и таможенной политики (Роман Насиров), по делам ветеранов и инвалидов (Александр Третьяков).

Депутаты от "Народного фронта" назначены руководителями семи комитетов ВР: по вопросам экономической политики (Андрей Иванчук), по вопросам культуры и духовности (Николай Княжицкий), по вопросам науки и образования (Лилия Гриневич), по вопросам топливо-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности (Николай Мартыненко), по вопросам свободы слова и информационной политики (Виктория Сюмар), по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения (Людмила Денисова), по вопросам национальной безопасности и обороны (Сергей Пашинский).

Представители фракции "Объединение "Самопомощь" возглавили три парламентских комитета: по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией (Егор Соболев), по иностранным делам (Анна Гопко), по вопросам информатизации и связи (Александр Данченко).

Также три комитета получила фракция "Батькивщина": по вопросам государственного строительства и местного самоуправления (Сергей Власенко), по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности (Андрей Кожемякин), по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений (Григорий Немыря).

Иноcтранцы с портфелями министров: выиграет ли от этого Украина?

Опрошенные DW эксперты полагают, что иностранцы привнесут свежий взгляд в работу украинского правительства.

Впервые в истории независимой Украины к работе на министерских должностях привлечены представители иностранных государств. Чтобы не менять закон, позволяющий работать в правительственных структурах исключительно гражданам Украины, президент Петр Порошенко указом от 2 декабря предоставил украинское гражданство новым министрам: Наталии Яресько, приглашенной из США на пост министра финансов, Александру Квиташвили из Грузии, который возглавит министерство здравоохранения, и Айварасу Абромавичусу из Литвы, назначенному министром экономического развития и торговли.

Командная работа

"Эффективность работы международных реформаторов в Киеве можно будет оценить, когда будет понятно, действительно ли они являются единой командой", - цитируют украинские СМИ комментарий учившегося и работавшего в свое время в США экс-министра экономразвития Украины Павла Шереметы по поводу приглашения в правительство иностранцев.

С тем, что успешные реформы всегда являются результатом работы команды единомышленников, согласен и глава грузинской неправительственной организации "Свободная зона" Гела Васадзе. В интервью DW он напомнил слова экс-министра Грузии по координации экономических реформ Кахи Бендукидзе: "Для успеха реформ нужны всего три человека: один их осуществляет, второй наказывает людей за невыполнение новых правил, а третий - это тот, кто обеспечивает им политическую поддержку".

По мнению Васадзе, если реформаторам в Киеве не обеспечат такой поддержки, любые реформы будут обречены. Эксперт рассказал о грузинской практике привлечения к управлению государством людей, имеющих большой опыт работы за рубежом. Правда, по происхождению те, кто возглавлял министерства в Тбилиси, все же были грузинами, хоть и приехали кто из Франции, а кто, как реформатор Бендукидзе, из России, подчеркнул Васадзе.

Но однозначно оценить успех иностранных специалистов, работавших в грузинском правительстве, он не решился. "Кто-то смог себя хорошо проявить, кто-то не очень, но свежий взгляд для слома старой политической системы необходим", - говорит он. И добавляет, что "новый человек сделает это лучше, чем тот, кто кооптирован в старую систему, такую как украинская политика".

Грузинский и литовский опыт

Немецкий эксперт Штеффен Халлинг (Steffen Halling) из берлинского Фонда "Наука и политика" (SWP) называет "способность разрушения системы, в центре которой стоят интересы определенных групп влияния, а не интересы всей страны", серьезным основанием для привлечения к работе в правительстве чиновников-иностранцев.

Их опыт проведения реформ в обществах, подобным украинскому, особенно ценен, полагает Халлинг. "Грузия и Литва - это страны, которые имеют такой опыт, и специалисты, приехавшие оттуда, могут дать точную экспертную оценку ситуации ", - говорит представитель SWP.

А Гела Васадзе напомнил, что самой успешной из грузинских реформ, проведенных в первые годы пребывания Михаила Саакашвили на посту президента страны, была реформа МВД. "Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить Грузию в 2003 году с пузатыми "гаишниками ", которых уже в 2005 году заменили молодые люди в форме патрульной полиции, - говорит Васадзе. - При взгляде на них жителям Грузии казалось, что мы уже в Европе".

Париж может никогда не передать РФ Мистрали - министр обороны Франции

Россия не получит Мистрали, если ситуация в Украине не изменится.

Франция может никогда не передать России Мистрали, если ситуация в Украине не изменится, заявил в пятницу министр обороны страны Жан-Ив Ле Дриан в эфире телеканала BFMTV.

ПО ТЕМЕ
Россия больше не будет покупать готовую военную технику за рубежом
Вчера, 13:44

"На настоящий момент мы их не передаем. Можем и никогда не передать, и Россия в курсе этой ситуации", - сказал Ле Дриан.

Он вновь отметил, что Париж будет внимательно следить за тем, как изменяются условия в Украине, и в зависимости от этого примет решение.

"На сегодня условия не сложились. Однако они могут сложиться однажды", - подчеркнул министр.


Как сообщал Корреспондент.net, Франция пока отказывается поставить России первый из двух Мистралей из-за ситуации вокруг Украины. В России грозят судом.

Оба терминала аэропорта Донецка под контролем силовиков - СНБО

Силы АТО отбили все атаки и контролируют оба терминала донецкого аэропорта, сообщают в пятницу, 5 декабря, в пресс-центре СНБО.
ПО ТЕМЕ
Обстрелы Песок и Авдеевки. Карта АТО за 5 декабря
14:03

"Чтобы избежать концентрированного массированного удара по тому же старому терминалу, было принято решение о маневрировании наших групп, и с этой целью вывода из-под удара. После того, как массированный артиллерийский удар завершился, наши бойцы снова заняли позиции и отбили все атаки и попытки захватить донецкий аэропорт", - заявил пресс-секретарь ведомства Андрей Лысенко.

Он подчеркнул, что и старый, и новый терминалы донецкого аэропорта находятся под контролем украинских войск.

В свою очередь, в группах сепаратистов в соцсетях сообщается, что в данный момент возросла интенсивность боя в районе аэропорта, метро, части Путиловского района Донецка, продолжаются обстрелы в западной части Авдеевки.

С прошлых выходных за аэропорт Донецка идут бои. Сообщалось, что удалось договориться о прекращении боевых действий в районе аэропорта, несмотря на это бои продолжаются.

Накануне в ходе совещания президента Украины Петра Порошенко с руководителями силовых ведомств были определены меры по обеспечению выполнения минских договоренностей в отношении "дня тишины" в зоне АТО, который должен начаться 9 декабря. В ДНР заявили, что готовы соблюдать перемирие 9 декабря при равноценных действиях украинской стороны.

Напомним, силовики и сепаратисты договариваются о прекращении огня в Донбассе. В частности с ЛНР договорились о прекращении боевых действий с сегодняшнего дня, 5 декабря, с 17:00.

Защитник Металлурга: В Киеве самая сильная команда за последние 5 лет

Защитник донецкого Металлурга Эдуард Соболь - о предстоящем сегодня матче с киевским Динамо.

"С мотивацией в матче с Динамо у нас проблем, конечно, не будет. Киевляне сейчас на ходу, но мы постараемся нейтрализовать их главные козыри. Хотим уйти в отпуск в хорошем настроении.

Что касается соперника, то соглашусь с мнением о том, что в Киеве сейчас самая сильная команда за последние пять лет. После прихода Сергея Реброва Динамо очень прибавило — и в атаке, и в обороне. Динамовцы, что называется, поймали свою игру, у них появился свой стиль. Так что будет нелегко.

Читай также: Изменения в команде начались, когда команду принял Ребров - Легионер Динамо

Кого бы я выделил в нынешнем Динамо? Разумеется, Андрея Ярмоленко. Это настоящий лидер команды, через него, может, и не строится, но точно идет вся игра.

Мне, к слову, придется противостоять ему на фланге. Что ж, проверю себя на фоне такого мастера. Думаю, с ним приятно будет сыграть, а наши тренеры мне непременно подскажут, как это правильно сделать. Но манеру игры Ярмоленко в двух словах это не объяснить. Андрей действует разнообразно — хорошо уходит и в середину, и во фланг", — цитирует Соболя газета Команда.

Напомним, матч 10-го тура УПЛ Динамо Киев - Металлург Д состоится сегодня, 5 декабря, на НСК Олимпийский. СПОРТ bigmir)net будет вести текстовую онлайн трансляцию поединка, которая начнется в 19:00.

Россия даст Украине электроэнергию, но с условием

Россия начнет поставки электроэнергии в Украину при условии обеспечения ею Крыма.

Украина продолжает переговоры о возможности импорта электроэнергии из России, однако российская сторона ставит условием таких поставок обеспечение электроэнергией Крыма, сообщил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.

ПО ТЕМЕ
В Украине свет будут отключать два раза в сутки
Вчера, 19:51

"Одним из условий импорта из России является обеспечение Крыма", - сказал он на брифинге в Киеве в пятницу, сообщает Интерфакс-Украина.

По его словам, неправильно ставить этот вопрос как вопрос о транзите российской электроэнергии на полуостров.

Министр напомнил, что в настоящее время Украина продает Крыму 400 МВт, однако в условиях нехватки мощностей вынуждена ограничивать поставки, как и потребителям по всей стране.


Как сообщал Корреспондент.net, в начале недели в Украине ввели веерные отключения электроэнергии. Прекратить отключать свет могут к вечеру пятницы, когда ликвидируют поломку на Запорожской АЭС.

В то же время, в Крыму график аварийных отключений электричества был введен 26 ноября. Причиной ограничения стал дефицит энергомощностей в объединенной энергетической системе.

Отметим, в сентябре в Крыму неоднократно лимитировался объем потребляемой энергии, для чего вводился график аварийных отключений.

Напомним, заместитель предыдущего главы Минэнергоугля Юрия Продана был уволен за разрешение импорта электроэнергии из России.

Боевики препятствуют вывозу 2 млн т угля с Донбасса, - Демчишин

Боевики так называемых ДНР и ЛНР препятствуют вывозу 2 млн т угля с Донбасса. Об этом на брифинге заявил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, передает корреспондент РБК-Украина.

"У нас есть проблема с антрацитовой группой, которая добывается в Украине, которая в основном добывалась на территории Донецкой и Луганской областях. На данный момент добыча не ведется. Там на складах в разных компаниях есть порядка 2 млн т угля, который нам необходим. Он не вывозится",- заявил Демчишин.

Как сообщалось ранее, на складах "Уголь Украины" находится 2 млн т угля, которые можно вывозить с Донбасса.

На Змиевской ТЭС ищут бомбу

Утром неизвестный мужчина заявил, что на первом этаже админздания ТЭС находится взрывчатка.

Харьковские правоохранители проверяют сообщение о заминировании Змиевской ТЭС, передает пресс-служба областного МВД.
ПО ТЕМЕ
На Запорожской АЭС запускают аварийный энергоблок
12:14

"Около 10:35 на коммутатор сооружения позвонил неизвестный мужчина и заявил, что на первом этаже админздания станции находится взрывчатка", - говорится в сообщении.

Для проверки информации на место происшествия отправились руководство Змиевского РО и сотрудники следственно-оперативной группы, эксперты, взрывотехническая и кинологическая службы.

Проводится обследование станции и прилегающей территории, осуществляется эвакуация персонала.

Как сообщал Корреспондент.net, ранее автоматическая система защиты отключила третий энергоблок Запорожской АЭС от сети в 19:24 28 ноября из-за повреждения обмотки трансформатора.

В то же время новый глава Минэнергоугля Владимир Демчишин заявил об аварии на Запорожской АЭС, которая не представляет никакой угрозы.

“Киборги” не покидали аэропорт Донецка. Все атаки террористов на объект отбиты

Силы антитеррористической операции продолжают контролировать аэропорт Донецка.

Об этом на брифинге сообщил спикер Информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко.

«Во избежание концентрированного удара, было принято решение о маневрировании нашей группы с целью выхода из-под удара. После того, как массированное артиллерийско-минометное нападение завершилось, наши бойцы опять заняли позиции и отбили все атаки и попытки захватить донецкий аэропорт», — сказал Лысенко.

По его словам, информация о том, что силы АТО покидали аэропорт, не отвечает действительности.

Ранее СМИ сообщили о значительных повреждениях старого терминала из-за чего украинским военным пришлось его покинуть.

Минюст обжаловал решение суда по отмене люстрации для чиновника

Минюст обжаловал решение суда, которым был восстановлен люстрированный сотрудник прокуратуры. Об этом сегодня на брифинге сообщил министр юстиции Павел Петренко, - передает корреспондент ЛІГАБізнесІнформ.

Он напомнил, что судья Харьковского окружного суда Самойлова отменила своим решением приказ об увольнении сотрудника прокуратуры в рамках люстрации. "Министерство юстиции вступило в это дело. Мы подали апелляционную жалобу на это решение. Кроме того, я сегодня подписал представление на высшую квалификационную комиссию на привлечение этой судьи к дисциплинарной ответственности за нарушение присяги и ее увольнение", - сказал он.

По словам Петренко, по данному факту Минюст направил материалы в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку на наличие признаков преступления, а именно - вынесения заведомо неправосудного решения.

Министр пояснил, что чиновники, которые подпадают по закон о люстрации, безусловно, имеют право на судебную защиту. "Есть госслужащий, у которого есть трудовая книжка. В законе предусмотрен перечень должностей и срок пребывания на них, который является основанием для увольнения. Руководитель органа, в котором работает этот госслужащий, проверяет только две вещи: был ли госслужащий в период с 2010 по 2014 годы в той или иной должности; второе - был ли он в этой должности совокупно больше года. Никаких других выводов, экспертиз или оценочных суждений руководитель не делает. Если установлено, что человек подпадает под данную норму закона, руководитель обязан подписать приказ об увольнении", - пояснил Петренко.

Он подчеркнул, что Минюст будет реагировать на каждый подобный факт, и по каждому такому решению Минюст будет подавать апелляцию. А если в действиях судей будут замечены признаки дисциплинарных или уголовных нарушений, Минюст будет подавать документы в правоохранительные органы, а сам Петренко как член Высшего совета юстиции будет инициировать вопрос о привлечении этих судей к ответственности.

Напомним, ранее Харьковский окружной административный суд отменил увольнение сотрудника прокуратуры Владимира Суходубова, который лишился должности на основании закона о люстрации.

Курс доллара на межбанке в 14:32 вырос в продаже на 14 копеек - до 15,85 грн/долл

Курс доллара на межбанке в 14:32 вырос в продаже на 14 копеек - до 15,85 грн/долл. По данным компании "Укрдилинг", торги по доллару проходят в диапазоне 15,5000-15,8500 грн/долл., евро 19,1471-19,5763 грн/евро, российский рубль 0,2884-0,2953 грн/рубль.

Открылся доллар на уровне 15,3600-15,7100 грн/долл.

Наличный курс доллара к гривне на сегодня в продаже вырос на 9 копеек - до 15,77 грн/долл., в покупке вырос на 7 копеек - до 15,42 грн/долл.

Напомним, на межбанке 4 декабря торги по доллару закрылись в диапазоне 15,3600-15,7100 грн/долл., евро 19,0417-19,4694 грн/евро, российский рубль 0,2838-0,2905 грн/рубль.

Міхеїл Саакашвілі: Путін не піде на Київ танками. Він буде наступати новою п'ятою колоною

Михаил Саакашвили рассматривает украинскую Революцию достоинства как продолжение его грузинской борьбы против российской империи. Саакашвили считает, что из-за России он проиграл борьбу за Грузию и потерял на несколько лет возможность появляться на родине. Поэтому успех Украины для него еще один шаг по дороге домой.

Саакашвили часто бывает в Украине, сейчас здесь будут жить и работать некоторые из его соратников. Он встречается с президентом Порошенко и выполняет роль пропагандиста и мотиватора украинских реформ - уговаривает, объясняет, пугает и советует.

- Вы сейчас приехали в Киев как продюсер или хед-хантер, помогать грузинам адаптироваться в новом украинском правительстве?

- Нет. Я приехал по приглашению президента Порошенко, мы с ним встречались. В том числе, обсуждали, конечно, и эти вопросы, и в целом у нас давние, хорошие отношения. Но, конечно, я и просто так часто приезжаю в Киев. Я каждый день живу, где бы я ни был, новостями Украины, потому что сейчас решается судьба не только Украины, но и судьба всего нашего региона, и судьба Европы.

- То есть вы лично не уговариваете грузин, которые идут в украинское правительство, работать здесь?

- Мы обсуждали с некоторыми из них такую возможность. В прошлый приезд я был здесь вместе с Екатериной Згуладзе. Сейчас так получилось, что мы прилетели вместе с Квиташвили из Нью-Йорка. Но решение их назначить – это решение чисто украинское. И они их подбирали. Это было не спонтанно. Они долго изучали эти вопросы.

Есть министерства, где изучают биографии разных бывших грузинских должностных лиц и серьезно думают над тем, что им предложить. И это, еще раз говорю, мне бы в голову не пришло, это чисто украинское решение.

Но я всячески поощряю их соглашаться. Я говорю, что нужно полностью абстрагироваться от грузинских реалий, ни в коем случае не надо какие-то внутригрузинские проблемы сюда переносить. Они должны быть на 100% лояльны, преданы украинскому государству, поскольку, меняя гражданство, они берут это обязательство.

Для грузина это не тяжело. Грузины в Украине – иностранцы очень условно, потому что настолько одинаковы проблемы, настолько переплетены наши народы и культуры. Допустим, даже в том же здравоохранении в теперешнем грузинском правительстве министр здравоохранения – украинец по происхождению Сергиенко, а сейчас у вас министр из Грузии. Но главный мой совет им – полностью перейти на украинские рельсы, вообще даже не делать никаких комментариев о событиях в Грузии.

- Почему вы уверены, что, например, пусть умная и активная, но все-таки молодая Эка Згуладзе здесь может поломать такого монстра, как МВД и ее кто-то в Киеве вообще будет слушать?

- Я прямо могу сказать, что она ничего не сможет поломать. И тут никто из нашего правительства сам по себе ничего не сделает. Мы делали это вместе. Если нет общей политической воли, ни один человек отдельно ничего не сможет сделать.

Что значит общая политическая воля?

Три вещи нужно иметь. Первая – сокращать правительственные функции. Все правительство должно хотеть, чтобы это было так. Когда чиновники доказывают, что они нужны, на самом деле, эти функции нужны этим чиновникам, чтобы богатеть, они ослабляют государство, и это происходит за счет народа.

Второе – нужно сажать коррумпированных должностных лиц. Сегодня прокуратура крадет 80% своего собственного бюджета. Каким образом прокуратура будет кого-то сажать, если она сама свой бюджет раскрадывает?

И третье – вам нужны люди, и это, как правило, первые руководители, которые будут объяснять людям, какое видение реформ, и держать все время в курсе, то есть делать народ частью этой сферы.

Единственное, что я могу гарантировать насчет наших должностных лиц, по моему опыту – что они никогда не будут брать взяток, и что у них тут не окажется талантливых родственников, которые займутся бизнесом. Это мы вывели специальный вид госслужащих, которые ни при каких обстоятельствах в этом не будет участвовать.

- Только ваш специальный вид сейчас не может вернуться на родину…

- Это другая ситуация. В Грузии как раз произошло то, что может произойти в Украине, если не провести реформы. Грузия, даже проведя реформы, не смогла этого избежать.

Когда мы оказались в изоляции, под конец Путин взял верх, но взял верх он потому, что в маленькую страну завел 2 миллиарда долларов на предвыборную кампанию. В масштабах Украины это, наверное, больше, чем 20 миллиардов.

Пришло пророссийское правительство, и все ухудшилось - безопасность ухудшилась, экономика полетела к черту, наша валюта падает вместе с рублем. То есть, путь России реально ухудшает жизнь людей.

- Вы говорите о единстве команды, но сейчас в Украине, так же, как в Грузии после революции роз, по сути дела, две команды – тогда была ваша команда и команда премьера Жвании, сейчас команда Порошенко и команда Яценюка и Турчинова. Как действовать, когда две команды?

- У нас реформы начались с первого дня, и Бендукидзе мы пригласили вместе со Жванией. Реформы дали результат со временем, в 2011-2012 году, но первые ощутимые вещи произошли в первые же недели и дни. И мы работали как одна команда без всяких конфликтов…

Мы были объединены двумя вещами. Первая – общая цель: спасти страну, потому что она летела к черту, точно так же, как Украина может пролететь, если не сделать. И второе – исключение всякого личного мотива обогащения. Это очень важно. Это очень важно!

Сейчас у Украины большой соблазн, точно так же, как у Грузии был большой соблазн. Украину до сих пор грабили через арендные предприятия. То есть, кто-то с хорошими политическими связями арендовал предприятие, его грабил, а потом передавал эстафету следующему человеку с хорошими политическими связями.

Сейчас придется это все продать. Но соблазн, когда такое огромное имущество продают – образование новых олигархов внутри правительства. Как только это произойдет, это положит конец украинской государственности.

- Как этого избежать?

- Во-первых, нужна политическая воля. Я, например, побеседовал с президентом, убедился, что он прекрасно понимает неординарность ситуации. Порошенко готов на очень неординарные, радикальные подходы. И эта эволюция произошла со временем.

Но второй этап – общественный контроль. Не надо спуску давать ни на один день. И то, что создана коалиция – это хорошо, потому что, если будет здоровая конкуренция, если они будут друг друга контролировать, это даже лучше.

Сейчас у вас есть экзистенциальный вызов, и существует большой соблазн большой приватизации, которая намечается. Это надо провести настолько чисто, чтобы не произошло того, что было в России в 90-х.

- А вам стало легче, когда не стало Жвании, и вся власть перетекла в одну команду?

- Нет, смерть Жвании была для меня большой катастрофой и трагедией. У меня было два больших удара в жизни – смерть Жвании и смерть Бендукидзе сейчас. И обе случились в то время, когда они мне больше всего были нужны. И с обоими у меня были тесные отношения до последней минуты, и особенно последнее время перед тем, как это произошло.

Я помню, что смерть Жвании на несколько месяцев меня лично выбила полностью из колеи. Жвания меня ввел в политику, мы вместе шли все время. Перед революцией произошло так, что он был сторонником более медленного перехода, я – более радикального, поэтому у нас были разные партии. Но как только революция произошла, и все мы радикализировались, мы опять пошли вместе. И сегодня, практически, ядро моей партии – это ядро его партии.

В Украине немножко другая ситуация, потому что все равно эти люди, хоть друг друга давно знают, но они всегда не было политически настолько тесно связаны.

После двух революций в Украине главное действующее лицо – это общество. Это должны были все уже намотать на ус. Я помню, что после первой революции этого урока не было.

Я помню, как после помаранчевой революции я был на одном собрании министров, и был поражен, насколько эти люди не поняли, что они пришли к власти в результате революции, настолько они размышляли о своем личном благе в ущерб обществу. Сейчас этих министров уже нет ни одного.

- А новые украинские министры, думаете, это понимают?

- Вы должны понять, что это плохо закончилось потому, что те не поняли. Поэтому уже есть личный опыт, третьего шанса не будет. Поэтому общество ни в коем случае не должно упустить контроль. Общество потрясающе показало себя на обоих выборах, продемонстрировало примеры сногсшибательной развитости, образованности, прогрессивности… Общество должно ежедневно контролировать!

Сейчас первый вызов, которое общество должно просто провести – поменять прокуратуру и судебную систему. У вас судьи просто над вами издеваются. В Украине есть судьи, которые декларируют, что они миллионеры, официальные миллионеры. Это уже даже не теперешний век коррупции, а каменный век коррупции!

У вас прокуратура имеет на одного прокурора в несколько раз больший бюджет, чем было в конце моего правления у прокуратуры в Грузии. И наш прокурор получал в несколько раз больше зарплату, но даже близко не разъезжал на таких машинах и не отдыхал на таких курортах, как ваш прокурор.

То есть, прокуратура сама крадет бюджет страны и черт знает на что его тратит. Поэтому, в первую очередь, надо поменять эту систему. И в этом участие общества абсолютно значимо, потому что просто правильными законами этого не сделать.

- Что бы вы сейчас ни говорили про Бидзину Иванишвили, как бы он ни влиял негативно на вашу судьбу и судьбу ваших товарищей, но все-таки после революции роз он был вашим союзником и особо активно в ситуацию, по крайней мере, публично, не вмешивался. В отличие от украинских олигархов Коломойского, Ахметова и т.д. Как вести себя президенту и власти с этими олигархами?

- У нас был другой олигарх – Бадри Патаркацишвили, который очень активно вмешивался. Иванишвили стал вмешиваться после того, как Патаркацишвили умер. И реально, видимо, можно сказать, что в тихом омуте черти водятся, но я думаю, что просто каждый раз Россия могла концентрироваться только на одном олигархе. Тогда был ставленник Патаркацишвили, потом им стал Иванишвили.

Президент Порошенко понимает, что ему надо быть нейтральным арбитром и равноудаленным от всех этих интересов. И думаю, что все это должны понять. Главный принцип – быть равноудаленным.

Когда в свое время у нас началась приватизация, то, что сейчас начнется у вас, Патаркацишвили не просто взятки предлагал, он угрожал, например, Бендукидзе, что его самый большой телеканал "Имеди" покажет большой репортаж о том, как Бендукидзе изнасиловал маленького мальчика.

И Бендукидзе все равно не пошел у него на поводу. Потом Патаркацишвили пугал потенциальных покупателей нашего госимущества, мы их по одиночке вылавливали, давали все гарантии, что не так страшен черт, как его малюют, этот наш олигарх. Через все это вам надо пройти.

Как только сейчас вынесут на продажу имущество, эти олигархи будут через их телеканалы шантажировать, но они будут и пряник предлагать. Пряник будет многомиллионный.

Не только у вас такие вещи. Берлускони так стал олигархом при большой приватизации в Италии. Потому Италия погрязла на многие десятилетия в полном кризисе.

Украина, которая находится в состоянии войны, не может себе этого позволить. У вас будет всякий шантаж со стороны олигархов, но у вас будет соблазн членам правительства самим стать олигархами, так же, как стал Берлускони.

- Что делать в нашей ситуации?

- Создать сильную антикоррупционную службу и поменять прокуратуру, поменять суды. И это можно сделать буквально за недели, максимум за считанные месяцы. Эти органы должны заняться четким контролем разграничения правительственных учреждений с олигархическими структурами. И я думаю, мы этого добьемся.

- Вы все время говорите "президент", "президент", "президент". Но у украинского президента сейчас власти меньше, чем у грузинского президента в ваше время. Все смотрят на президента, а все рычаги - в руках у премьера и парламента.

- Я думаю, что ответственность сейчас разделена достаточно поровну, и общество это прекрасно понимает. Если кто-то будет играть на том, что "это не моя вина, это вина другого", то общество все равно всех поставит на свои места.

Поэтому не надо в эти игры играть. Я думаю, что они не будут играть в эти игры. А надо понять, что ответственность общая, и успех будет общий, и провал будет общий. И угроза провала сейчас достаточно очевидна, и это все чревато разрушением украинской государственности.

- Мы все время говорим, что украинская государственность под угрозой, Россия угрожает большой войной. Как вы считаете, мы не раздуваем эту угрозу?

- Нет, не раздуваете. Путин четко для себя все решил. Для него, если Украина продолжит существовать – это конец власти. И он сейчас будет наступать в военном смысле обязательно и будет прорываться в Крым.

Но он не будет наступать на Киев на этом этапе на танках. Он будет на Киев наступать новой пятой колонной.

Он создаст новые медийные ресурсы, новые финансовые потоки, будет устраивать провокации. Может быть, даже теракты. У нас он все это делал, я исхожу из своего опыта.

Но для этого ему нужно время, Путину понадобится несколько месяцев. Но он этим активно занимается.

Для того чтобы выбить почву из-под ног новой пятой колонны, нужно заканчивать с коррупцией, потому что пятая колонна всегда расцветает там, где есть много денег.

В Грузии было по-другому: у нас был олигарх, у которого были российские деньги. В Украине Путин всегда был за счет местной украинской олигархической элиты. Поэтому здесь легче с этим справиться, если не будет коррупции и обрезать эти щупальца. Надо сейчас вовремя это сделать, и тогда ему просто не за что будет ухватиться.

- Вы слышали последнее послание Путина?

- Я не слышал.

- Принципиально, чтобы не раздражаться?

- Просто не слышал. А что он сказал?

- Что Крым для русских – это как Храмовая гора для евреев, что корни России в Крыму, что Россию никто не поставит на колени, у Гитлера не получилось и у Запада не получится.

- Путин, если четко посмотреть, один к одному повторяет тезисы Гитлера перед Второй мировой войной.

Путин сейчас готовится к прыжку. И я думаю, что если правильно спланировать, то это будет для него такой прыжок, где он сломает шею.

При теперешних ценах на нефть, при том, что в России средний класс начал бунтовать, потому что главный договор, который у них был со своим средним классом, лопнул. Договор основывался на том, что Путин будет красть, но люди будут жить в достатке.

Сейчас он пришел к той черте, когда нужно или красть, или перераспределять людям. Он не может не красть.

Путин в истерике, его цель – не допустить новые цветные революции. Но цветную революцию он представляет не так, что какой-то российский оппозиционер войдет, размахивая розой в парламент.

Он видит себя где-то в подвале под Рублевкой, оттуда его будет доставать толпа разъяренных российских людей с палками. И это судьба Каддафи.

И он считает, чтобы этого не произошло, он должен решить украинский вопрос. Поэтому он будет здесь сражаться до конца. Это вопрос жизни и смерти для него. Но это не значит, что он победит.

Я думаю, чем больше он будет в истерике, тем меньше шансов здесь победить, если украинцы сами себе не нанесут вред. А вред нанести – это продолжать старую, гнилую коррумпированную систему.

- Вы сейчас живете почти все время на Западе и общаетесь много с западными экспертами и политиками. Ведь очевидно, что Европа не готова воевать с Россией.

- Естественно, не готова.

- Часто ли вы слышите скепсис от западных политиков по отношению к Украине? Часто ли вам говорят, что так и должно быть и, может быть, если Украину разделить на две-три части, это будет более жизнеспособно?

- Вначале, пока Украина не сопротивлялась, первая реакция после Крыма была - "ну, значит, так и нужно", "был Крым и сплыл". Но потом все поменялось, когда Украина проявила способность к сопротивлению.

Запад устроен так: если люди сами готовы за себя постоять, это вызывает симпатию, а через какое-то время и активную помощь. Если люди и народы сами колеблются, у самих пятая колонна ведет парад, то чего они будут себя мучить и навлекать на себя дополнительную головную боль?

Все будет зависеть от того, как Украина будет себя вести. Естественно, у части западников всегда будет такой колониальный подход, что надо учитывать чувства русских. Как будто только у русских есть чувства…

Они говорят: "Крым для России очень важен, Донбасс для России очень важен", - и никто не интересуется чувствами украинцев. Около 30% Запада так мыслит. Но они не в большинстве.

В большинстве своем Запад основан на моральных принципах и на принципах любви к свободе. Что означает, что если люди готовы сами постоять за свою свободу, остальные тоже через какое-то время приходят на помощь.

- У вас нет ощущения, что в Украине старых воров сменили новые популисты?

- Есть угроза сейчас. 25 лет разграбляют эту потрясающую, потенциально очень богатую страну. В основном, через аренду, через правительственные связи, это все основывается на фальшивых нотках, что наши госпредприятия принадлежат народу. Давным-давно они уже народу не принадлежат, они давно - просто кормушка.

У вас огромные правительственные функции. На Бессарабском рынке директора назначает мэр Киева. Ну это ни в какие ворота не лезет! Кого ты там ни назначай, все равно он будет 90% всех доходов класть в карман.

Эта система сама по себе порочна, эта система порождает коррупцию. Поэтому надо от этого срочно избавляться. И не верьте тем, кто говорит, что мы не сможем проводить такую политику, это стратегические резервы и ресурсы.

Теперь реально все надо приватизировать, но честно приватизировать. Поэтому сейчас просто угроза нового разворовывания, но через приватизацию, если она будет непрозрачная. Но оставить эту систему – это гарантированно дальнейшее разворовывание.

- А что говорит Юлия Тимошенко? Вы с ней сохранили дружеские отношения?

- Я с ней всегда дружил, но давно не общался. Я не знаю, что она говорит. Насколько я понимаю, сейчас совершенно новая группа людей появилась.

- Когда вы приезжаете в Киев, вы уже так близко не общаетесь?

- После тюрьмы я один раз с ней встречался. Естественно, тогда я проявил с ней солидарность. По отношению к ней и по отношению к Юрию Луценко, моему другу, которые совершенно несправедливо сидели в тюрьме. Что касается ее политических взглядов, там не всегда было полное совпадение по целому ряду вопросов. Но я думаю, она тоже эволюционировала. Так что посмотрим, что будет в будущем.

- А с Виктором Ющенко общаетесь?

- Я с ним общаюсь. Недавно встречались.

Не надо скидывать со счетов то, что он сделал в смысле поднятия украинского самосознания. Естественно, за это никто "спасибо" не скажет, потому что это длительный, практический незаметный процесс. Но за эти годы украинцы гораздо больше ощутили себя нацией.

Естественно, когда люди ежедневно ведут борьбу за кусок хлеба, они об этих вещах мало задумываются. Эти результаты мы увидим через 10, 20, 30, 40 лет. Он в это явно внес вклад.

Естественно, было очень много провалов и было катастрофическое количество упущенных возможностей. Хотя не просто от него только зависело. Там много ответственных за то, что произошло. К сожалению, главная проблема была – это внутренняя борьба, постоянные дрязги внутри команды.

- Какие вы видите основные свои ошибки, которые можно было бы избежать в Украине?

- Через какое-то время всегда происходит бюрократизация людей. Я не думаю, что наши люди стали коррумпированы, точно не стали, но они стали более бюрократичными и в какой-то момент они людям надоели.

В какой-то момент потерялась большая идея.

Мы в последние годы все время говорили про новые проекты, про новые города, про новые порты, про новые образовательные заведения. Это все была проекция проекта, и за конкретными проектами мы перестали говорить о большом проекте, о большой идее.

- Ваша команда шла, прямо как ледокол. Вы не жалеете иногда, что возможно многих людей обидели?

- Это неизбежно. Я обидел не только абстрактных людей, я обидел конкретных членов моей семьи.

Допустим, моя бабушка работала всю жизнь в медицинском учреждении, я туда ходил, любил всех ее сотрудников. Потом мы приватизировали все национальные больницы, в том числе, ее институт, вывели из того места, где они всю жизнь проработали (она там проработала 50 лет) и перевели куда-то на окраину в маленький офис.

Естественно, она на меня была зла.

Но это было правильно с государственной точки зрения. И когда делаешь реформы, надо относиться к этому философски, что так будет. Вот сосед по лестничной площадке потерял работу, а сосед сверху потерял большой коррумпированный доход…

- Во время грузинских реформ говорили о том, что полиция пользуется огромным авторитетом, на втором месте после церкви. Мерабишвили был самым влиятельным после вас человеком. Теперь он сидит в тюрьме. Получается, общество поставило под сомнение его заслуги. Вас не угнетает это?

- Меня это очень угнетает, это несправедливо, что Мерабишвили сидит в тюрьме. Он знал, что его посадят, и остальные знали, что их посадят, и они на это пошли.

Точно так же я знал, что против меня возбудят дело, но я решил этого не ждать. Какое-то распределение ролей произошло, они решили все равно пойти и сесть, а я решил, что надо продолжать борьбу, и у меня нет времени на такие мелкие вещи как сидение.

- Вы сейчас ведете борьбу?

- Естественно, постоянно. И что было бы хорошего, если бы во время Майдана я сидел в клетке 4 квадратных метра? Я думаю, полезнее, когда я был в Киеве. Или я был на CNN во время русской агрессии против Украины. Это первое.

Второе, самые главные реформы все же у нас были проведены в последние годы. Часто говорят, что главные реформы в Грузии проведены в начале, после революции роз.

Но если хорошо посмотреть хронологию, главные реформы – налоговая, таможенная, дальнейшая образовательная реформа, изменение парламентской столицы - все это было проведено после российско-грузинской войны, когда мы поняли, что надо срочно все менять, чтобы в результате этой войны Россия не выполнила свой план по развалу страны. Не развалив нас военным путем они взялись за другое. И нам надо было очень радикально действовать.

- Но даже маленькая Грузия не смогла экономически полностью отрезать себя от России. Сможет ли Украина?

- Как раз пример Грузии заключается в том, что можно. Давайте о цифрах. Мы были на 100% энергетически независимы от России. Конечно, мы покупали чуть-чуть российского газа, какое-то количество электричества, но в любой момент мы могли переключиться на другие источники, поэтому Россия нас никак не могла шантажировать.

Всего 5% нашего экспортного рынка была Россия. Сейчас в результате нового правительства это выросло до 15% и растет дальше. Но реально мы были полностью в торговом смысле независимы, полностью независимы в энергетическом смысле.

И в Грузию приезжало в конце под 6 миллионов туристов, из них меньше миллиона было российских. И то мы поощряли. То есть, реально мы стали от них независимы.

- Но сможет ли Украина это сделать?

- Украина может это сделать запросто, если она этого очень захочет. В Украине есть атомная энергетика. Если коррупция закончится в энергосекторе, Украина может быть энергетически независимой.

Допустим, Литва смогла сейчас, которая на 100% зависела. Рынки для Украины гораздо более открыты, чем когда-либо были открыты для Грузии. И украинская продукция, если ее улучшить, поработать, будет намного более конкурентоспособна.

В свое время Каха Бендукидзе сказал, что мы должны себе зарубить на носу, что вместо России у нас море. И мы исходили из того, что там море. Причем туда даже нельзя ходить плавать.

- Украинцы тоже должны представить, что на месте России море?

- Да. И реально российская блокада усилила, улучшила грузинскую экономику. Грузия – прекрасный пример этого.

- Грузию называют маленькой империей. И действительно, множество национальностей разрывало Грузию. Абхазы отделились, осетины воевали, в Аджарии была автономия, чуть армяне не взбунтовались и даже сваны создавали проблемы для Тбилиси. В Украине почти 10 миллионов русских. Вы считаете, что наличие миллионов русских не будет являться тормозом, который приговаривает Украину болтаться между двумя цивилизациями?

- Нет, не будет. Если бы я лично не знал многих этнических русских, которые сейчас сражаются в батальонах на стороне Украины, я бы так не думал. Я их знаю лично.

Россия очень помогла своей мерзопакостной политикой консолидировать украинцев всех происхождений. Грузия – многоэтническая, многокультурная страна, очень много различий в маленькой стране из-за большого феодального прошлого. Феодализм всегда вызывает разобщенность. Поскольку мы быстро развивались, то создали новую общность – грузинский народ, который многоэтничен и многокультурен.

Поэтому я всегда украинских друзей призываю подражать, допустим, канадским политикам, которые говорят по-французски и по-английски. Каждое выступление в Канаде начинают на английском, заканчивают на французском и наоборот. Надо русский язык использовать на уровне украинского языка, с моей точки зрения.

- Это не убьет украинский язык?

- Нет. Я думаю, что украинский язык, наоборот, будет расцветать и крепнуть. Но это реальность - двуязычная страна. И надо эту двуязычность подчеркивать, ведь в этом ваша сила.

Более того, ваше двуязычие - слабость России. Потому что Путин ухитрился получить на своих границах огромную страну, больше, чем Польша, которая еще более радикально, чем Польша, настроена по отношению к Российской империи. И она – русскоговорящая.

Это не ваша слабость, что вы говорите по-русски, это большая слабость путинской России. Надо это просто правильно использовать.

- По вашему опыту, сколько есть времени у Порошенко - месяцы, годы?

- Чтобы спасти страну у украинской политической элиты есть максимум 6 месяцев. Нет ни одного дня, который они могут позволить себе потерять.

Мои друзья работают сейчас до поздней ночи. Это уже хорошо.

Меня всегда в Украине поражало, что даже в начале войны в субботу и воскресенье министерство обороны ездило на дачи. Летом многие из госчиновников еще отдыхали на фешенебельных курортах. Сейчас это начало меняться. Сейчас они работают и в субботу, и в воскресенье, работают до поздней ночи.

С президентом я, допустим, встречался с 3 до 5 утра. Это мне понятно, но почему я об этом говорю? Уже что-то поменялось, это уже хороший признак. Главное еще суть серьезно поменять, не только время и формы работы. Я думаю, что жизнь заставит и это сделать.

Глава Минэнерго обещает заплатить за российский газ до конца дня.

Украина намерена заплатить за миллиард кубов газа Газпрома до конца дня, заявляет министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин, сообщает Интерфакс-Украина.


"План - сегодня заплатить, то есть до конца дня сегодняшнего деньги должны быть заплачены", - сказал он на брифинге в пятницу в Киеве.

Министр напомнил, что Украина намерена осуществить предоплату для поставки в течение декабря 1 млрд куб. м газа.

По его словам, сумма платежа Газпрому составит около 378 миллионов долларов.


Напомним, 3 декабря Демчишин заявил, что за газ заплатят "сегодня-завтра". Еще раньше в Минэнерго говорили, что внесут предоплату РФ до 1 декабря. Сроки олаты ускорили из-за похолодания в стране.

Отметим, за месяц отопительного сезона в Украине потратили почти два миллиарда кубов газа.